Краткое содержание книги
«Как люди думают», Дмитрий Чернышев
О чем Вы узнаете:
- Какие книги не нужно читать?
- Можем ли конкурировать с другими странами?
- Существует ли законченное высшее образование?
- Нужно ли запоминать таблицы Брадиса, физические константы...?
- Ваши дети будут работать по специальности, которой еще не существует?
- Возможно ли придумать, что-то абсолютно новое?
- Вы уверены, что 2+2 это 4?
- Как развить креативное мышление?
Главные мысли:
- Мышление — это очень затратный процесс. Наш мозг составляет лишь 2% массы тела, а в спокойном состоянии потребляет около 10% всей энергии в организме. Когда же человек начинает интенсивно думать, расход энергии увеличивается до 20–25%.
- Попробуйте поставить под сомнение то, что все принимают как должное, – это полезное упражнение для ума.
- Существует два типа людей:— лиса — хитрое существо, способное изобрести миллион сложных стратегий, чтобы исподтишка атаковать ежа,— еж — простой и неповоротливый.
- “Основная цель уроков литературы в школе – привить любовь к чтению. Если это удастся сделать, все нужные книги человек прочтет потом сам”.
- За первые три года человек узнает 80% всего того, что он узнает в течение жизни. Он начинает видеть и слышать, ползать, ходить и бегать, пробовать и нюхать, говорить и понимать.
- Навыки творческого мышления необходимо постоянно развивать и поддерживать. Для этого есть множество упражнений, таких как “изменение точки зрения”, “пересечение множеств”, “черная дыра”.
- Перебор вариантов – наиболее простой и понятный метод решения несложных задач.
- Не стоит безоговорочно полагаться на мнения авторитетных людей – и гении ошибаются.
- Наиболее простой и понятный метод мышления – это “перебор вариантов и комбинация уже известных вещей”.
- Иногда достаточно изменить название, и представление о предмете резко поменяется: можно назвать страну “сырьевым придатком”, а можно – “энергетической сверхдержавой”; суть одна, а впечатление другое.
- Между тем нынешняя система образования требует кардинальных реформ, ведь задача школы не передать детям определенный объем знаний, а научить их думать.
- Учебный процесс нужно построить так, чтобы дети получали от него удовольствие – чтобы у них горели глаза.
- “Достаточно изменить точку зрения на предмет, чтобы увидеть то, чего девять человек из десяти никогда не увидят”.
- “Один из самых вредных стереотипов, прививаемых школой, – уверенность в существовании единственного правильного ответа”.
Обзор книги «Как люди думают», Дмитрий Чернышев
Какие книги не нужно читать?
У меня есть личная неприязнь к большому количеству книг, состоящих из одной идеи и двух-трех фактов. А все остальное — рассказ о том, как автор пришел к этой замечательной идее. Мне не очень нравится, когда мысль, которую можно выразить в одном абзаце, растягивается до целой книги, а Вам?
Книги, которые ты охотно бы прочел, будь у тебя несколько жизней, но жизнь, увы, всего одна.
Много учиться — вредно?
Еще в конце XIX века существовала теория, что много учиться — вредно. В США был опубликован отчет «Взаимосвязь образования и помешательства». Изучив 1741 случай помешательства, автор пришел к выводу, что в 205 случаях его причиной стала перегрузка занятиями — «образование закладывает фундамент для многих случаев психических заболеваний». Педагоги были обеспокоены тем, чтобы дети не учились слишком много. Они стремились сократить часы, отведенные на учебу, поскольку длительные перерывы предупреждали нанесение вреда разуму. Отголоски этих предрассудков дожили до нашего времени.
В школе простейшие темы проходили месяцами. Ярким и талантливым детям становилось скучно, и они потихоньку тускнели. Нет, бывали, конечно, исключения — талантливый учитель мог совершить настоящее чудо. Но много ли вы таких встречали? Двух? Трех? Если больше — считайте, что вам очень повезло. Как правило, таких не очень любили в коллективе. На их фоне становилось отчетливо видно убожество остальных учителей.
Можем ли конкурировать с другими странами?
Но нашим детям придется конкурировать не только со своими одноклассниками, а со всем миром. С миллионами умных индусов, китайцев, сингапурцев, иорданцев, мексиканцев, бразильцев... И трудный русский язык вовсе не спасение от этой конкуренции. Я говорю не о тяжелом физическом труде. Не о работе дворника зимой, которую отдадут безответному таджику, и не об уборке урожая, на которую возьмут вьетнамца. Нет. Я говорю об интеллектуальных и творческих специальностях.
Вам нужна красивая упаковка для вашего товара? Московская дизайн-студия возьмет за эту работу 10–20 тысяч долларов и через месяц покажет вам три варианта. В Сингапуре талантливые ребята сделают это в три раза быстрее и дешевле. И не хуже. Художники на Арбате обещают нарисовать ваш приукрашенный портрет за 50 долларов? Через веб-камеру китайский художник сделает это за десятку (оплата по карточке, рисунок по интернету).
Существует ли законченное высшее образование?
Мир меняется очень быстро. Скоро исчезнет само понятие: законченное высшее образование. Потому что это полная ерунда. Образование может быть только незаконченным. Человек должен учиться новому всю жизнь. Иначе он будет просто неконкурентоспособен.
Нужно ли запоминать таблицы Брадиса, физические константы...?
Еще совсем недавно доминировала постоянная память. Школьники держали в голове куски таблицы Брадиса, физические константы, формулы, даты событий и номера съездов КПСС. Зазубривались большие объемы текста и сотни стихотворений. Сейчас, когда практически любая информация находится на расстоянии вытянутой руки, это все очень быстро обесценивается. В хорошем институте вы сможете принести на экзамен любой источник информации — гораздо важнее не запомнить ее, а уметь с ней работать.
Ваши дети будут работать по специальности, которой еще не существует?
Может быть, ваши дети будут работать по специальности, которой еще не существует. А потом несколько раз поменяют ее. Важнее будет не способность один раз чему-то научиться (утрамбовать в постоянную память), а умение быстро переучиваться. Возможно, мы предпоследнее поколение, которое массово изучает иностранные языки. Особенно учитывая, с какой скоростью развивается машинный перевод. А все это — целый пласт в сознании, умение, которое очень сильно влияет на мышление человека. На одной чаше весов два-три языка, которыми сегодня обходится подавляющее большинство, на другой — возможность общения/чтения на любом из существующих (или мертвых) языков. Разница только в том, что выученный иностранный язык вы держали у себя в голове. И думали, используя возможности этого языка.
Хороший рецепт счастливой жизни
1. Выберите занятие, которое вам нравится больше всего на свете.
2. Найдите людей, готовых платить за это деньги.
Как жульничать в игре «Морской бой»?
Например, очень многие совершенно самостоятельно додумываются до того, как жульничать в игре «Морской бой» (не дорисовывать один однопалубный корабль, чтобы вставить его потом в последнюю свободную клетку). Мы боролись с этим так: один игрок рисует поле и корабли ручкой, а другой — карандашом. А когда начинается игра, противники меняются пишущими принадлежностями.
Шахматы
Для игры нужны два комплекта шахматных фигур и один фломастер. Когда пешка, например, съедает вражескую пешку, на ней фломастером ставится отметка (лычка). Съест две пешки — превращается в слона или коня. То же самое и с другими фигурами: чтобы перейти на уровень выше, им нужно набрать недостающие баллы. Так, например, слон, съедая вражеского коня или слона, превращается в ладью. Примерная стоимость фигур: конь/слон = три пешки; ладья = пять пешек; ферзь = две ладьи. Ферзь, удвоивший свой боевой опыт, превращается в суперферзя — он может ходить как конь и перелетать через свои фигуры. При этом меняется стратегия игры: при прочих равных атакуются именно «прокачанные» фигуры.А можно добавить в шахматы элемент случайности. Перед каждым ходом вы бросаете кубик. И можете ходить только той фигурой, которая вам выпадет. Например: единица — пешка, двойка — конь, тройка — слон, четверка — ладья, пятерка — ферзь, шестерка — король.
Решите задачку
Расстояние от вашего дома до вашей дачи 60 км. Вы аккуратный водитель и обычно дорога занимает у вас ровно один час. Но вдруг вы попадаете в пробку и первую половину пути едете со скоростью в два раза меньше. С какой скоростью вы должны проехать вторую половину пути, чтобы не выбиться из своего обычного графика?
Вы уверены, что 2+2 это 4?
- Две антоновки и два ранета еще могут дать нам четыре яблока.
- Но два волка и два кролика дадут нам двух сытых волков.
- А два кролика и два кролика могут дать в результате сколько угодно кроликов.
Возможно ли придумать, что-то абсолютно новое?
Создание нового целого из уже существующих частей – в этом и состоит суть творческого процесса. Мы вряд ли можем придумать что-то абсолютно новое. Новая идея – это, как правило, необычная комбинация уже известных вариантов. Познавая мир, человек систематизирует полученные наблюдения, неизменно все упрощая и систематизируется.
Как развить креативное мышление?
- “Черная дыра”. Выберите какой-нибудь распространенный предмет и представьте, как бы выглядел мир, если бы этого предмета не существовало.
- “Инверсия”. Выберите ситуацию и попробуйте “вывернуть ее наизнанку”. Простейший вариант этого приема – игра в антонимы: берем название фильма или известную цитату и заменяем каждое слово противоположным по значению. Так “Я помню чудное мгновенье” превращается в “Ты забываешь ужасную вечность”. “Пересечение множеств”. У каждого слова есть свое “облако смыслов”, разветвленная система ассоциаций. Ценные идеи часто возникают на пересечении “облаков смыслов” разных вещей и понятий. Благодаря ассоциативному методу родились многие остроумные предметы – например подставка для зубочисток в форме дикобраза.
- “Изменение точки зрения”. Чтобы найти неординарное решение проблемы, полезно бывает взглянуть на нее с необычной точки зрения. Сделайте упражнение: попробуйте взглянуть на свой город глазами приезжего провинциала или иностранного туриста, попытайтесь представить мир глазами собаки. “Принцип айкидо”. На силу совсем не обязательно отвечать другой силой. Чтобы решить задачу, надо использовать ту силу, которая вам противодействует, обратив ее себе на пользу.
Источники идей
Сон – неиссякаемый источник новых идей. Во сне мозг комбинирует любые, даже вовсе несочетаемые предметы. Снами можно управлять: перед тем как ложиться, сконцентрируйтесь на проблеме, которую вам надо решить. Менделееву приснилась периодическая таблица.
Какие минусы мозгового штурма, стоит ли его проводить?
Разработаны различные методики мозгового штурма. Например, метод синектики Уильяма Гордона предполагает поиск аналогий. Нельзя, впрочем, забывать, что у мозгового штурма есть ряд недостатков: когда несколько человек ищут решение вместе, они часто останавливаются не на лучшем варианте, а на компромиссном. Негативно сказывается и социальный фактор: начальнику и подчиненным не так легко участвовать в обсуждении на равных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий